Относится ли замена речевого процессора кохлеарного импланта к услугам по ремонту технического средства реабилитации. Ответ: Система кохлеарной имплантации – это электронное устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток, обеспечивающее электрическую стимуляцию сохранных нервных волокон. В состав системы кохлеарной имплантации входят 2 компонента: первым компонентом системы кохлеарной имплантации является кохлеарный имплант, он доставляет звуковую информацию в виде электрических импульсов непо-средственно к волокнам слухового нерва, минуя поврежденной рецепторный аппарат внутреннего уха; второй компонент – речевой процессор, который обеспечивает получение информации об окружающих звуках от микрофона; осуществляет ее анализ и кодировку, а затем передает эту информацию на кохлеарный имплант. Поскольку речевой процессор является конструктивным узлом кохлеарного импланта, его замену следует квалифицировать в качестве ремонта технического средства реабилитации, находящегося в эксплуатации у инвалида. Гарантийный срок эксплуатации речевого процессора составляет 3-5 лет. В соответствии с п. 8 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7.04. 2008 г. № 240, «Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Согласно существующей практике, медико-техническая экспертиза осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ); необходимость ремонта речевого процессора должна быть подтверждена соответствующим заключением врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду. В соответствии с приложением 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 21.08.2008 г. № 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями» основанием на проведение ремонта речевого процессора также является ИПР инвалида. Изучение практики работы региональных отделений ФСС РФ по ремонту речевого процессора кохлеарного импланта (Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Хакасия и др.) показывает, что в ИПР инвалида включается запись о ремонте речевого процессора системы кохлеарной имплантации, а региональное отделение ФСС РФ заключает договор с предприятием, выполняющим работы по ремонту системы кохлеарной имплантации, где в техническом задании дается описание ремонта (например, замена передающей катушки с кабелем; замена кабеля с каблучком для речевого процессора и др.). В случае, если кохлеарный имплант был приобретен через Министерство здравоохранения, то оплату ремонта речевого процессора все равно производит ФСС РФ. При формировании ИПР инвалида (ребёнка-инвалида), которому установлен кохлеарный имплант, необходимо помнить, что реабилитационный период после операции является длительным и трудоёмким. Инвалиды должны наблюдаться в региональных центрах и кабинетах, в которых должно проходить подключение речевого процессора и первая настроечная сессия пациента. Перед первым подключением речевого процессора должна проводиться предварительная сурдопедагогическая подготовка. Подключение речевого процессора к кохлеарному импланту и первичная настройка речевого процессора проводится через 3-4 недели после операции. Длительность первой настроечной сессии составляет 2-3 недели, в течение которых аудиологом, совместно с сурдопедагогом, осуществляется 5-6 настроек. Одновременно проводятся занятия с сурдопедагогами, консультации психолога, осуществляется аудиологический контроль. Занятия с сурдопедагогом проводятся каждый день в первую неделю после включения, затем 2-3 раз в неделю и продолжаются в течение года, в дальнейшем по – необходимости. В течение первого года после имплантации должны проводиться 4 настроечных сессии (каждая длительностью не менее 7 дней). В течение 2-го года после имплантации проводятся две сессии программирования речевого процессора, а по истечении 2-х лет – по необходимости, но не менее одного раза в год. Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Затем начинаются занятия с сурдопедагогом, логопедом, психологом с целью развития слухового восприятия и развития устной речи. Основной процесс реабилитации должен обеспечиваться родителями в домашних условиях. Родители нуждаются в обучении навыкам развития у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях общения. Языковый этап развития речи у ребенка с кохлеарным имплантом самый длительный, он может длиться до 10 лет. Последним этапом является «этап развития связной речи с пониманием сложных текстов». Важную роль в процессе реабилитации ребенка с кохлеарным имплантом играет общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.). Таким образом, при формировании ИПР инвалида (ребенка-инвалида) необходимо учесть всю совокупность его индивидуальных клинико-функциональных, психологических и социальных характеристик, дать им оценку, после чего включить в ИПР специальные рекомендации: проведение настройки речевого процессора кохлеарного импланта, развитие синхронного восприятия и речи – проведение занятий с сурдопедагогом, логопедом, реабилитация с помощью родителей в домашних условиях; общее развитие ребенка – проведение занятий с психологом, педагогами (воспитателями). Имплантированные пациенты нуждаются в наблюдении в специализированных учреждениях на протяжении всей жизни. |
О формировании ИПР инвалидов, нуждающихся в кохлеарной имплантации
Просмотров:
1817
|
|
Дата:
22.05.2012
|